Россия, Архангельская область
Архангельская область

Архиважный проект Архангельской области

Эта работа много значит для нас, и мы её любим. На это есть две причины: во-первых, это наш первый масштабный проект, который оказался ещё и успешным. Во-вторых, здесь жили родственники Наташи, и она проводила летние каникулы в Лайском Доке — это поселок между Архангельском и Северодвинском. Сначала мы создали этот бренд как туристический, а затем он занял место официального административного. Бренд использует региональная власть, одобряют жители и любят туристы.
Клиент: Министерство культуры Архангельской области

Работа: исследования, брендинг, дизайн

2015
Это был мой самый первый проект по брендингу территории. И, если смотреть в перспективе 10 прошедших лет, один из самых крупных. Внутри я очень переживала, но всегда любила рисковать. Спасибо Олегу Мосееву, который верил в конечный результат и поддерживал меня. Я всегда стремилась к лучшему, и именно поэтому Архангельская область чудесным образом расцвела через внедрение моей коммуникационной стратегии.
Наташа Рыбальченко
БРЕНД-СТРАТЕГ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Архангельская область — крупнейший субъект Российской Федерации в европейской части страны, а также самая большая область в Европе. Её огромные территории покрыты лесами и озёрами. Всё, что у вас ассоциируется с Русским Севером, вы, вероятно, найдете именно здесь. Архангельская область — место, где старинная деревянная традиционная архитектура севера соседствует с высокотехнологичным строительством атомных подводных лодок
в Северодвинске, и пока эти железные гиганты движутся в глубинах вод, с космодрома в Плесецке взмывают в воздух ракеты.
Первое исследование такого масштаба
Чтобы приступить к созданию бренда масштаба такого обширной территории, наша команда объездила всю область, познакомилась с разными сообществами, пообщалась с жителями, насладилась природой, попробовала местную кухню и увидела чудеса деревянной архитектуры.
  • 1 дискуссионная платформа

    Проходила во время Международного туристического форума в мае 2015 года
  • 5 стратегических сессий

    1. Онежский район
    2. Коношский район
    3. Каргополь
    4. Молодые студенты
    5. Туристская индустрия
  • 2
    круглых стола с представителями СМИ

    1. Онега
    2. Каргополь
  • > 15
    интервью

    1. Местные предприниматели
    2. Администрация
Результаты
Регион обладает огромным символическим капиталом. Трудно представить что-то настолько же обширное, что могло вместить все полученные нами инсайты:
  • Самый большой регион в европейской части запада России
  • Белое море
  • Выход в Арктику
  • Поморы
  • Космодром Плесецк
  • Подводные лодки Северодвинска
  • Деревянное зодчество
  • Исторические верфи
  • Михаил Ломоносов
  • Соловецкий монастырь
  • Проблемы внутреннего восприятия

    1. Местные жители не гордятся своей землей
    2. Они стремятся переехать в большие города
  • Проблемы внешнего восприятия

    1. Отсутствие узнаваемой идеи, объединяющей территорию
    2. Регион — просто набор локаций, которые ментально не связаны друг с другом
    3. Люди не осознают масштаб крупнейшего региона в европейской части России
    4. Локации за пределами Архангельска не ассоциируются с регионом
  • Объединяющие идеи

    1. Преодоление
    2. Воля народа
    3. Холодный север, но горячее сердце
    4. Настоящая природа, люди, еда
    5. Крайности
Больше всего меня зацепила идея крайностей и резких контрастов. Может быть, всё дело в моих предках-поморах — гордом народе, который никогда не был крепостным и не боялся справляться даже с самыми большими трудностями. Я волновалась перед своим первым проектом такого масштаба и хотела преодолеть его так же достойно, как предки.
Наташа Рыбальченко
БРЕНД-СТРАТЕГ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Архи
Приставка «Архи» в Архангельской области нашла отклик в сознании людей, которым выпала честь быть частью такого великого места.
Архи (греч. άρχι) — приставка, означающая старшинство, превосходство, высшую степень чего-либо.
АрхиВажная коммуникация
Архангельская область — территория максимального проявления природы, технологий и силы духа
  • Архангельск

    Город Архангелов, первые международные ворота России в океан, мир
  • Архитектура

    Традиционная русская архитектура, деревянные церкви с расписными небесами
  • Архи-воля

    Воля поморов, преодолевавших трудности
  • Архи-человек

    Михаил Ломоносов, изучавший и познавший тайны мира
  • Архив русской культуры

    Большинство традиций, ремёсел, рецептов сохранилось до наших дней
  • Архи-технологии

    От подводных лодок Северодвинска в глубинах вод до взлетающих в космос Плесецких ракет
  • Архи-Арктика

    Здесь состоялись первые экспедиции в Арктику. Ближайшее место от Москвы
  • Архипелаг Соловки

    Одно из важнейших мест для православного мира
Идея «Архи», которая звучала так свежо и современно, оказалась слишком сложной для восприятия простыми людьми и вскоре мы заменили ее более понятным посланием: «Открытый север». Сообщение означало гостеприимство для туристов. Это привело к расколу бренда: в теории людям нравилась идея «Архи», но на практике они придерживались более простой идеи «Открытый север». Даже спустя почти 10 лет с момента запуска это раздвоение сохранилось.
Наташа Рыбальченко
БРЕНД-СТРАТЕГ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Открытый север
Arch workshop of designers
Чтобы ускорить начало, мы попросили Леонида Славина, дизайнера и преподавателя Британской высшей школы дизайна, провести открытое занятие со студентами. Молодые специалисты должны были создать визуальные образы бренда. Мы записали короткое видео о том, как это было:
  • 4 часа

    Самые продуктивные 4 часа в нашей жизни на тот момент
  • 25 дизайнеров

    Молодые мотивированные ученики курса Леонида Славина
  • 10 концепций

    Ограничений по средствам выразительности не было, в основном всё было отрисовано от руки
Открытое занятие в Британской высшей школе дизайна с участием Леонида Славина
Я бы сказал, что визуальных идей, которые бы пошли в производственный цикл, на мастер-классе не было. Тем не менее, открытая коммуникация помогла нам сделать эту работу узнаваемой в дизайнерском сообществе.
Ваня Ветров
АРТ-ДИРЕКТОР, СОЗДАТЕЛЬ ЛОГОТИПА, ДИЗАЙНЕР ШРИФТА
Архи-визуальное вдохновение
При создании логотипа Архангельской области мы отталкивались от этих графических образов:
  • Птица счастья
    Хранитель дома
  • Расписные небеса
    Уникальные церковные потолки
  • Деревянные мельницы
    Самые северные
  • Подводные лодки
    В глубинах вод Северодвинска
  • Ракеты
    В небесах Плесецка
  • Деревянное зодчество
    Кенозерский национальный парк
Архи-айдентика
С дизайном относительно легко работать, поэтому его можно использовать во многих элементах и где угодно.
Логотип Архангельской области
Что такое север на самом деле? Снежинка или, может быть, звезда. С этого я и начал. Затем внутри снежинки появилась ракета, потом – церковь. И вдруг я подумал о традиционной архангельской деревянной птице счастья, которая могла бы превратить весь логотип снежинки в некий конструктор со спрятанными внутри деталями. Так логотип наполнился смыслами.
Ваня Ветров
АРТ-ДИРЕКТОР, СОЗДАТЕЛЬ ЛОГОТИПА, ДИЗАЙНЕР ШРИФТА
Архи-шрифт
Мы создали уникальный шрифт с резными сильными глифами, передающий атмосферу поморья
Шрифт Architype Вани Ветрова передает атмосферу северного поморья
Архи-элементы
В систему дизайна пиктограмм заложен символ столицы Архангельской области. Они означают ту или иную составляющую бренда.
15 архи-компонентов Архангельской области
Вот так иконки выглядят в работе
Архи-гайд
Наконец, мы собрали всё, что можно, и всё, что нельзя делать, в одном документе для процветания Архангельской области. В последнее время его использовали туристический центр и некоторые предприниматели.
Набор ярких изображений, которые, теоретически, доказывают офигенность нашего дизайна
Архи-коммуникация
Цитаты известных людей, которые здесь родились, использовались для продвижения и формулировки известных ценностей Архангельска. Эти цитаты сейчас печатаются на магнитах.
Туристический портал Pomorland.travel
Отличные ребята из диджитал-агентства F5 создали отмеченный наградами туристический портал, который настолько продуман и прост в использовании, что стал своего рода стандартом в отрасли.
Превосходство пользовательского опыта для планирования туризма онлайн,
созданное диджитал-агентством F5
Выглядит архихорошо!
Визуальные элементы бренда появляются как на федеральных, так и на региональных выставках. Логотип становится узнаваемым, но единения и общей связанности нет до сих пор. Даже на выставке-форуме «Россия ЭКСПО» в ВДНХ она не прослеживалась. То же самое и с графикой: много всего, но чёткой иерархии не соблюдается.
Арктика начинается здесь, сильный Север — сильная страна, открытый Север: брендинг должен говорить о чём-то одном, а не сразу обо всём
При этом на фото ниже более сложные локальные архангельские выставки достижений региона: обратите внимание на то, как визуал аккуратно следует бренду.
Выставки в Архангельске соответствуют брендбуку в большей степени
Архи-восьмидесятилетие
В 2017 году Архангельская область отметила 80-летний юбилей серией плакатов в центре Архангельска на ограде Театра драмы им. Ломоносова. Основные исторические события, которые происходили в регионе, были выстроены в хронологическом порядке и выглядели празднично.
Архи-главный плакат, открывающий выставку, задает маршрут против часовой стрелки вокруг Театра драмы имени М. В. Ломоносова
Набор 40+ баннеров на ограде Театра драмы им. Ломоносова, поздний 2017
Дальнейшая жизнь со студией 42design
Работа с Архангельской областью подарила нам знакомство с замечательным местным дизайнером Витей Тяпковым — топовым профессионалом своего дела, который работает с самыми известными музеями, книжными издателями, картами и заботится обо всех шрифтах, которые он использовал. В качестве партнера Архангельского туристического центра Витя создал несколько замечательных проектов для региона, которые мы с трепетом поддерживаем.
Витя Тяпков, основатель студии 42design, Архангельск. Смотрите их ВК
Презентационный журнал об Архангельской области для издательства «Достояние Севера». Автор — Виктор Тяпков и его команда 42design
Карта Архангельска и всей области. Создана Витей Тяпковым и Машей Балашевой из студии 42design
Брендинг Архангельска сегодня
Нам приятно, что брендинг Архангельска с каждым годом всё больше захватывает сердца администрации и жителей. И наша команда могла бы быть счастлива, но нет. Мы видим проблему в несовпадении изначальной идеи, её визуального исполнения и послания, которое она доносит. Первоначально, призванный донести «Архи» важные ценности, посыл бренда трансформировался в более банальное значение «Открытого Севера». То же самое и с визуальными образами, которые едва ли иллюстрируют оба этих лозунга.
Мы внимательно следим за брендингом Архангельской области и поддерживаем связь с командой, которая с ним работает, постоянно внося небольшие изменения и правля стратегию, которую мы планируем реализовать. Наша цель — сократить разрыв между идеей, посылом и визуалом.
Наташа Рыбальченко
БРЕНД-СТРАТЕГ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Архи-упоминается в СМИ
  1. Pomorland.travel — официальный туристический портал Архангельской области
  2. Бренд Архангельска обсуждают на Sostav.ru
  3. Оскорбление жителей Архангельска и их традиций, — пишет «Правда Севера»
  4. Natalia Rybalchenko interview on Arkhangelsk brands для «Достояния Севера»
  5. 29ust рассказал о новом бренде Архангельской области
  6. «Бред или бренд» — 29ust обеспокоен новым брендом своего региона
  7. Логотип Архангельской области обсудили на бизнес-линче Артемия Лебедева
  8. Region29 упоминает, что новый бренд нравится туристам
  9. Брендинг Архангельска на сайте его создателя Ивана Ветрова
  10. 42design-студия Виктора Тяпкова в Архангельске, его ВК
  11. Интервью Наташи с «Достоянием Севера» о наших брендах в Архангельской области
  • Наташа Рыбальченко
    Бренд-стратег, исследователь
  • Ваня Ветров
    Арт-директор, создатель логотипа, дизайнер (до 2017)
  • Игорь Маковский
    Дизайнер (после 2017)
  • Олег Мосеев
    Туристический эксперт
  • Леонид Славин
    Дизайнер, организатор открытого урока в Британской Высшей школе дизайна
  • Витя Тяпков
    Дизайнер из Архангельска, основатель студии 42design
  • Света Зеновская,
    Света Корнитская,
    Вероника Яничек
    Спасибо за любовь и заботу
Больше проектов в Архангельской области
ARKHANGELSK OBLAST
2015
ARKHANGELSK OBLAST
2017 … 2018
ARKHANGELSK OBLAST
2017 … 2018
ARKHANGELSK OBLAST
2020 … 2021
ARKHANGELSK OBLAST
2020 … 2021
ARKHANGELSK OBLAST
2019
ARKHANGELSK OBLAST
2019 … 2024
ARKHANGELSK OBLAST
2021