Россия, архангельская область
Северное Трёхречье

Фантастический брендинг шести муниципалитетов: один за всех и все за одного

«Северное Трёхречье» — туристическое объединение шести муниципалитетов на юге Архангельской области. Это первый самоорганизованный туристический кластер, который пришёл к идее объединения. Мы особенно выделяем этот проект, потому что он показывает, как местное сообщество может с благодарностью продолжать идею, по праву использовать её и получать все преимущества от бренда. При этом даже не имея достаточной финансовой поддержки от большой компании, которая берёт на себя все расходы, как в истории с моногородами.
Клиент: 6 муниципалитетов на юго-востоке Архангельской области

Работа: исследование, брендинг, дизайн, карты

2019
Зимние виды поселков трёхречья, которые часто остаются незамеченными, потому что туристы проезжают мимо них по дороге в Архангельскую область
Северное Трёхречье находится в 600км к юго-востоку от Архангельска
Географически, как уже упоминалось, это южная окраина Архангельской области. Ментально Северное Трёхречье — что-то среднее между Вологдой и каноническим русским севером. Место расположено рядом с транспортными путями, поэтому путешественники обычно здесь проездом, а сама территория не является конечным пунктом прибытия
Финансирование проекта было сложным. Каждому муниципалитету в отдельности было трудно выделить бюджет для брендинга, но они это сделали. Так местные органы власти продемонстрировали желание стать частью ассоциации. Проявленная настойчивость показывает, что для сообщества было важно получить результат, к которому они все стремились.
Наталья Рыбальченко
БРЕНД-СТРАТЕГ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Фантастическое исследование
Работа началась с гостеприимного, неожиданно тёплого визита в Котлас и его окрестности. Жители радушно нас приняли. Эту территорию, действительно, можно назвать «Северная Венеция», как любят её называть местные жители. Мы попали в северную сказку: сёстры Черника, дед Боровичок, матушка Зима, Ласковый кот из Котласа — всех и не перечислишь. Мы посетили все шесть локаций, провели круглые столы, взяли интервью и завершили исследование стратегической сессией в местном культурном центре.
Целевая аудитория
Муниципальные образования получают очевидные выгоды от объединения: так можно распределить расходы, стандартизировать уровень сферы гостеприимства, выступать под одним названием на региональных выставках или федеральных выставках в составе команды. Если говорить о туристах, то их три категории:
  • Местные

    1. Мотивация исследовать соседние муниципалитеты
    2. Чувство гордости за свою малую родину
  • Региональные

    1. Повышение интереса к южной части огромной Архангельской области у туристов
    2. Обоснование интереса у инвесторов
  • Федеральные

    1. Информирование российского туриста о том, что за Великим Устюгом, родиной Деда Мороза, тоже есть места, которые стоит посетить
Шесть сказочных муниципалитетов
Краткий обзор экономики каждого муниципального образования показал, что большой акцент делается на сказочный и детский туризм. Возможно, сказалось близкое расположение родины Деда Мороза в Великом Устюге. Исторически это была единая территория, но сейчас Великий Устюг настолько известен, что за его пределы особо не ездят, как будто это тупик, но это не так.
  • Котлас
    1. Транспортный узел
    2. Художественное сообщество
    3. Центр объединения
    4. Птицефабрика, мясопереработка
    5. Талисман Ласковый Кот (фото)
  • Коряжма
    1. Промышленный центр
    2. Крупнейшее производство бумаги в Илиме
    3. Котласский химический завод
    4. Выставка «Сплавной лес, превращающийся в бумагу»
  • Котласский район
    1. Поморские лодки мастера по бересте Шутихина
    2. Усадьба Строгановых в Сольвычегодске
    3. Останки древних рептилий, которые обнаружил Владимир Амалицкий (фото)
  • Ленский район
    1. Резиденция Матушки Зимы и сам маскот (фото)
    2. Деревообрабатывающая промышленность
  • Вилегодский район
    1. Живописные виды
    2. Музей тётушки Кошки (фото)
    3. Проведение свадебных церемоний
    4. Вилегодское хлебопекарное производство
  • Красноборский район
    1. Резиденция Большого Гриба и один из его многочисленных талисманов (фото)
    2. Борисовский музей
    3. Три традиционные местные картины
    4. Лесные ягоды
Основания доверять бренду
Название «Северное Трёхречье» придумали местные жители, поэтому оно прижилось. Были попытки найти альтернативу этому сказочному названию, но все они не могли конкурировать с тем, что уже было придумано.
И это правильно: нужно быть внимательным к тому, что было до вас. Варианты, которые предлагают приезжие, и которые перечеркивают то, что существовало ранее — почти никогда не приживаются. Исключение из этого правила — то, что сделано совместно с местными жителями.
Наталья Рыбальченко
БРЕНД-СТРАТЕГ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Затем мы добрались до слогана. Он был составлен по принципу триединства наиболее заметных особенностей местности. Мы назвали его языками или, лучше сказать, диалектами, чтобы донести до туриста атмосферу местности.
  • Речной диалект

    1. Виледь
    2. Вычегда
    3. Малая Северная Вычегда
  • Лесной диалект

    1. В регионе огромное количество лесов
    2. Деревообработка — номер один для экономики региона
  • Художественный диалект

    1. Количество креативности среди людей ошеломляет даже по нашим меркам
    2. В Котласе есть художественное сообщество
    3. Множество продуктов детского туризма
Три реки, лес, искусство
Вот и слоган. По правде говоря, он нечасто используется и ни на что не влияет
Большая презентация
Мы представили нашу работу администрации шести муниципалитетов в Котласе. Отзывы были многообещающими и вдохновляющими для дальнейшего сотрудничества.
Официальная презентация привлекла много внимания, были приглашены представители СМИ и все шесть глав муниципалитетов
Логотип
В туристическом кластере мы встретили множество творческих людей, что вдохновило нас на разработку многогранной айдентики.
  • Три реки
    Северная Двина, Вычегда, Виледь
  • Леса
    Знаменитые леса области
  • Северные лесные ягоды
    Клюква
Логотип Северного Трёхречья во всей его северности
Бесконечное множество вариаций логотипа
Заменяя верхний элемент логотипа на любое другое изображение, можно легко конструировать бесконечное количество новых брендов. Это делает создание новых суббрендов внутри кластера быстрым, простым и узнаваемым.
Логотипы традиционной живописи, производства льна, искусства и деревообработки
Художественное сообщество, логотип снежной королевы, семена льна, березовая мастерская
Логотип переработки, брендинг Коряжмы (они любят сосны), Пасха и цветочный магазин
Когда встречаешь творческое сообщество, как у нас в Котласе, то лучше не ограничивать его строгими правилами дизайна и дать свободу для творчества. И мы её дали.
Игорь Маковский
АРТ-ДИРЕКТОР, ДИЗАЙНЕР
Шаблоны
Из бесконечного количества логотипов создаётся бесконечное количество паттернов. Такой брендинг удобно использовать и фантазия для создания чего-то нового не иссякнет
Example of koryazhma pattern and artsy trekhrechie patterns
Шрифт «Трёхречье»
Острый и хрупкий, как замерзший лёд, шрифт «Трёхречье» был создан для заголовков и крупных текстов, которые привлекают внимание.
Шрифт Trekhrechie Display
Шрифт выглядит чертовски нелепо на камне парка Котлассия с древними рептилиями. Про QR-код, высеченный в камне, мы даже не говорим.
Руководство
Руководство по дизайну написано простым и понятным языком, что большой плюс. Результаты всегда выглядят яркими, современными и очень жизнерадостными.
Набор примеров использования логотипа и узора
Сольтернативный логотип города
Кстати, одна из локаций на территории Северного Трёхречья, старинный промышленный город Сольвычегодск с населением 2 тысячи жителей и завораживающей архитектурой династии Строгановых, сначала получила «дерево-логотип», а затем запросила собственную инфраструктуру бренда.
Чёрная и солёная вариация бренда Северного Трёхречья для Сольвычегодска
Карта шести муниципалитетов
Конечно, каждому территориальному объединению нужно своё визуальное отображение на местности. Наша карта следует бренду с фокусом на трёх реках и населенных пунктах, расположенных за ними. Чем больше живёт карта, тем больше она обрастает локальными брендами.
Карта шести муниципалитетов, которые образуют туристическое объединение Северное Трёхречье
Кроме того, каждый крупный населенный пункт объединения получил свой визуально минималистичный шаблон карты с возможностью добавлять на него новые точки интереса самостоятельно. Это Сольвычегодск, Яренск, Котлас, Коряжма, Ильинско-Подомское и Красноборск.
Шесть карт основных поселений в ассоциации, которые можно использовать в качестве отправной точки для добавления на них дополнительных объектов
Вот несколько примеров того, как карта фактически используется на территории.
Эта же карта используется для демонстрации муниципальных брендов, встречи туристов на железнодорожной станции и как украшение для торта
Сайт Северного Трёхречья
Наши друзья из агентства «Лес» создали удобный для пользователя туристический портал, следуя нашим рекомендациям. Из-за отсутствия бренд-менеджера и администратора этот сайт не обновляется своевременно.
Дружелюбный и информативный сайт, созданный нашими партнерами, агентством «Лес»
Социальная вовлеченность
Логотип Северного Трёхречья используется на уроках изобразительного искусства в школах и детских садах. Проектируя логотип, мы ориентировались на это занятие. Свобода и креативность, заложенные в айдентике, позволяют легко внедрять её в игры, например, нарисовать свой собственный логотип Трёхречья.
Скетчбук для детей «Нарисуй свой логотип»
Работы конкурса «нарисуй свой логотип для города Котлас» отсылают к известному талисману города — Ласковому коту. Они не прошли в финал и не были приняты администрацией города, но если бы прошли, то жители Мышкина могли бы забеспокоиться.
Всевозможные коты на концепции логотипа Котласа отсылают к талисману города — Ласковому коту
Знакомство с брендом на уроках с детьми
Трёхречье сегодня
Мы рады видеть, что бренд используется и достаточно узнаваем, несмотря на то, что он существует в основном за счёт внутренней мотивации его участников. Но при этом он всё ещё глубоко провинциален по содержанию и визуальному ряду. Уровень туристического продукта по-прежнему низок и практически никуда не вырос. Новые туристические проекты в основном не синхронизированы друг с другом, и мы впадаем в молчаливый шок каждый раз, когда сталкиваемся с новым творчеством Котласа, например, с металлическими «Ласковыми котами» на улицах, которые феерически отвратительны и безвкусны.
Ласковые коты-терминаторы из стали, высотой метр с кепкой каждый, разбросаны по всему Котласу
Котлас, как ворота в Северное Трёхречье, остро нуждается в хорошем арт-директорстве. Без него даже добрые намерения разбиваются о крайне безвкусные решения вроде «Ласковых котов» или городских указателей. Котлас — транспортный узел, но в городе нет ни одного музея о железнодорожном транспорте, зато есть стальные коты, соединенные туристическим маршрутом. Как я обычно говорю: «Вместо дизайн-кода, приняли дизайн-кот»
Игорь Маковский
АРТ-ДИРЕКТОР, ДИЗАЙНЕР
  • Наталья Рыбальченко
    Бренд-стратег, исследователь
  • Игорь Маковский
    Арт-директор, дизайнер
  • Настя Обуденкова
    Журналист, исследователь
  • Олег Мосеев
    Эксперт по туризму
  • Татьяна Антонова
    Спасибо за поддержку
Больше проектов в Архангельской области
ARKHANGELSK OBLAST
2015
ARKHANGELSK OBLAST
2017 … 2018
ARKHANGELSK OBLAST
2017 … 2018
ARKHANGELSK OBLAST
2020 … 2021
ARKHANGELSK OBLAST
2020 … 2021
ARKHANGELSK OBLAST
2019
ARKHANGELSK OBLAST
2019 … 2024
ARKHANGELSK OBLAST
2021